Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом Откровения

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

За ней охотились опытные фашистские лазутчики, а бойцы Красноватой армии  подорвали «Катюшу», оказавшись в окружении, из которого было не выкарабкаться. В Музее современной истории Рф хранится штангенциркуль разраба знаменитого орудия Ивана Гвая. Историю создателя машинки поведали хранители раритетного инструмента.

Заглавное фото: Реактивная артиллерийская установка «Катюша» на фронте во время Величавой Российскей войны © РИА Анонсы / Галина Санько

Почему «Боевая машина – 13» стала «Катюшей», буквально никто не понимает, но есть несколько версий. По одной из их, имя было дано в честь завода имени Коминтерна, обозначенного на корпусе буковкой К. Фронтовики часто давали прозвища оружию, как на данный момент это делают автовладельцы. К примеру, гаубицу М-30 окрестили «Матушкой», а БМ-13 сначала и совсем именовали «Раисой Сергеевной», расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд), но в народе прижилась конкретно «Катюша». Похожие установки БМ-31-12 по аналогии получили пользующееся популярностью прозвище «Андрюша», но даже они скоро именовались «Катюшами». Ракетная установка передвигалась со скоростью 50–60 км в час и была способна в течение 15–20 секунд выпустить 16 массивных 132-миллиметровых снарядов. Схожей конструкции мир ещё не лицезрел: орудия с залповыми установками совместно с тягачами для перевозки весили в 30–40 раз больше. Конструированием «Катюши» управлял Иван Гвай – отпрыск железнодорожника.

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

1-ые шаги на пути к подвигу

Он родился в декабре 1905 года в селе Беловеж (сейчас Республика Беларусь). Опосля школы обучался в жд училище, которое потом назовут его именованием, и дружил с будущим поэтом Дмитрием Кедриным – спустя восемь лет тот посвятит Гваю стихотворение «Поединок». Они состояли в поэтическом объединении «Юная кузница» и сохранили тягу к литературе на всю жизнь.

Дороги друзей разошлись: Гвай поступил в Институт инженеров жд транспорта. Опосля армии продолжал учебу и сразу работал конструктором на заводе имени Г.Петровского, а в 1929-м состоялся решающий поворот: инженер перебрался в Ленинград, где получал 2-ое высшее образование и три года проектировал мостовые краны на судостроительном заводе имени Марти.

Петербургские белоснежные ночи стали единственным вольным временем для творчества и чтения. При всем этом Гвай быстро строил карьеру, став старшим инженером-конструктором в НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) кораблестроения, а опосля – начальником Конструкторского бюро энергетического факультета Ленинградской высшей военной электротехнической школы комсостава РККА (на данный момент – Военная академия связи имени маршала Русского Союза С.М.Буденного).

READ
Хроника арестов и побегов Сталина. Заговоры военных

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

Штангенциркуль для «Катюши»

В 1935 году Гвая пригласили в Москву, назначив старшим инженером-конструктором Реактивного НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) Народного комиссариата танковой индустрии. Наркомат Военно-воздушных сил востребовал сделать новейшие пусковые устройства. Начальник НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) Иван Клейменов собрал группу неповторимых конструкторов, поставив во главе Ивана Гвая.

Его отличительной чертой была смелость, о которой написал доктор, инженер-аэродинамик Юрий Победоносцев:

«Иван Гвай – машиностроитель, смелый инженер. А в нашей работе смелость – одно из первых критерий фуррора. Гвай не побоялся внести коррективы, конфигурации в систему, высказанные ему самым молодым членом нашего коллектива, профессиональным конструктором А.П.Павленко…».

В 1938 году началась разработка будущей «Катюши». Проектировщикам предстояло сделать маневренную, резвую машинку, которая сумеет преодолевать огромные расстояния и выпускать сразу 16 зарядов. Для ведения залпового огня в качестве направляющей  была выбрана система «Флейта».

Разработка БМ-13 была поручена коллективу во главе с Иваном Гваем, в который входили Алексей Павленко, Владимир Галковский, Александр Попов, Юрий Победоносцев и остальные. Группой создателей 132-миллиметровых реактивных снарядов управлял Л.Э.Шварц. Кроме «Катюши» конструкторы сразу разрабатывали легкие самолетные пусковые установки РС-82 и РС-132 для наземной и самолетной техники. 82-миллиметровые реактивные снаряды встали на вооружение истребителей И-15 и И-16.

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

Работа бурлила, но в 1938 году оказалась под опасностью из-за репрессий: Валентин Глушко и Сергей Цариц, работавшие над созданием авиационных ракет, директор НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) Иван Клейменов и основной инженер Жора Лангемак были арестованы по доносу карьериста Андрея Костикова. Ведущих служащих НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок)-3 расстреляли в январе 1938 года, сходу же опосля вынесения им смертных приговоров. Андрей Костиков стал директором, но команда продолжила трудиться на секретном производстве.

К лету возник 1-ый проект «Катюши» на базе грузового кара «ЗиС-5», но полигонные тесты выявили недочеты. Инженерам, вооруженным штангенциркулями, либо, как их тогда называли, «маузерами», предстояло решить технические задачи: обеспечение плотности огня, скорострельность, защиту операторов при пуске ракет. Инструменты называли «маузерами», поэтому что для авиационной индустрии в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) закупали штангенциркули лишь данной нам марки из-за их высочайшей точности. В остальных отраслях воспользовались «колумбиками» – так нежно называли штангенциркули иной марки.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: В ТОМ ЖЕ 1938 ГОДУ ПО (то есть программное обеспечение – комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) ВСЕМ СОВЕТАМ ЗАЗВУЧАЛА НАПИСАННАЯ М.ИСАКОВСКИМ НА МУЗЫКУ М.БЛАНТЕРА ПЕСНЯ «КАТЮША», СТАВШАЯ НАРОДНОЙ И САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ В МИРЕ.

В апреле последующего года новенькая установка на базе грузовика «ЗиС-6» получила одобрение военных. Она заряжалась 132-миллиметровыми реактивными осколочно-фугасными снарядами и на полигоне попадала в прицельно обозначенный квадрат. Так закончился 1-ый и более трудозатратный шаг военно-технического творчества.

READ
Наш мир виртуальный! Сергей Трошин о рептилоидах и прочей нечести.

Роль детища Ивана Гвая в победе над фашизмом

19 февраля 1940 года изобретение команды Ивана Гвая получило патент: БМ-13 внесли в реестр изобретений СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) под номером 3338: «Механизированная  установка для стрельбы ракетными снарядами разных калибров». Ее продвижением к скорейшему массовому изготовлению в начале войны, в 1941 году, занимался Владимир Аборенков, начальник отдела артиллерийского управления РККА.

За денек до начала Величавой Российскей войны, 21 июня 1941 года, Советом народных комиссаров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) принято решение о серийном производстве снарядов  М-13 и пусковой установки БМ-13. С 22 по 30 июня на заводе имени Коминтерна были собраны 1-ые две «Катюши». Они прошли финишные тесты на подмосковном полигоне прямо перед боевым крещением.

1 июля машинки были переданы артиллерийским частям Красноватой армии. Спустя две недельки расчеты военных на пусковых установках БМ-13 под командованием капитана Ивана Флерова оказались под Оршей. 2-мя сериями залпов «Катюши» «запели» над рекой Оршицей: нашими войсками была стопроцентно разрушена жд станция у деревни Пищалово, где скопились войска и техника противника. Гитлеровцы понесли сокрушительные утраты: три эшелона убитых и покалеченых. Командующий Брянским фронтом Андрей Еременко выслал Сталину письмо, в котором восторгался мощью БМ-13.

КОНЕЧНО, К ТОМУ ВРЕМЕНИ КОЛЛЕКТИВ КОНСТРУКТОРОВ ИВАНА ГВАЯ СЛЫШАЛ ПЕСНЮ «КАТЮША», НО ИМ БЫЛО НЕ ДО НЕЕ – ТОРОПИЛИСЬ «ДОПЕТЬ» СВОЮ: УСТРАНЯЛИ НЕДОСТАТКИ БМ-13 И КОНТРОЛИРОВАЛИ ПРОЦЕССЫ СЕРИЙНОЙ СБОРКИ.

И если в июле 1941 года на фронте было всего 19 установок реактивной артиллерии, то к концу войны их насчитывалось около 10 тыщ. Из-за впечатляющей мощи «Катюш», эквивалентной залпу 1-го артиллерийского подразделения, за ней вправду шла охота противника. Чтоб неповторимая разработка русских военных инженеров не досталась противнику, бойцы Красноватой армии, попавшие в свита, стремились подорвать машинки.

READ
Популярные заблуждения о Гражданской войне в России

Послевоенные годы Ивана Гвая

Указом президиума Верховного Совета СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) от 28 июля 1941 года «За выдающиеся награды в деле изобретения и конструирования 1-го из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красноватой армии» Иван Гвай был награжден орденом Ленина. А в апреле 1942 года за разработку «Катюши» он получил Сталинскую премию в размере 150 000 рублей – на весь коллектив разрабов.

В 1943 году Иван Исидорович стал кандидатом технических наук без защиты научной работы: когда он пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?».

В ответ члены комиссии услышали: «Стреляет на фронте!».

В 1945 году Гвай получил символ Почета, а в 1948-м – воинское звание инженера-полковника.

Боевая машина – 13: Роль Катюши в победе над фашизмом

Опосля войны выдающийся инженер продолжил карьеру управляющего – поначалу в нахабинском НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок), позже в «Центре Келдыша», а опосля – в четвертом НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) в Царице, микрорайон Юбилейный. В 1950-х работал старшим научным сотрудником лаборатории специального орудия и минометов при НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок)-3 Головного артиллерийского управления Вооруженных сил СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). В августе 1954 года Иван Гвай был прикомандирован к Академии СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Крайние годы жизни Иван Исидорович Гвай предназначил военной истории, ракетной технике, исследованию трудов Константина Циолковского и стал создателем 2-ух книжек, а одна из рукописей так и осталась незаконченной.

Иван Гвай также стал макетом головного героя романа Льва Шейнина «Военная потаенна».

Превосходный инженер ушел из жизни 22 июля 1960 года из-за сердечного приступа. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источник

Оценить статью
Блог о самом интересном.
Добавить комментарий